Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Музыкальный зал предназначен для организации музыкальных занятий, праздников и развлечений, театрализованной деятельности. Зал оснащен музыкальным центром, мультимедийным проектором, пианино, музыкальными инструментами, разнообразными пособиями для проведения музыкальных занятий и праздников. Для приобщения детей к музыкальному искусству используются музыкально-дидактические игры, наглядный материал, детские музыкальные инструменты.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное место для проведения диагностической, коррекционно – развивающей и консультативной работы специалиста. Предусмотрено:
• рабочее место для учителя – дефектолога;
• 6 мест для индивидуальных и индивидуально – подгрупповых занятий.
Помещение условно поделено на зоны:
- зона методического, дидактического и игрового сопровождения;
- зона подгрупповой работы с детьми.
Наглядно-дидактические материалы и пособия.
Коррекция и развитие психомоторных функций:
• сортировщики, игрушки со вставными деталями, пирамидки;
• бусы и цепочки для сборки, шнуровки, мозаики;
• конструкторы.
Развитие познавательной деятельности:
• пирамидки с элементами различных форм;
• доски с вкладышами и наборы с тактильными элементами;
• тематические кубики и пазлы, мозаики;
• напольные и настольные конструкторы из различных материалов с различными видами крепления;
• наборы геометрических фигур плоскостных и объемных;
• наборы счетного материала разного вида;
• пособия для изучения состава числа, целого и частей, сравнения линейных и объемных величин;
• демонстрационные часы;
• предметные и сюжетные тематические картинки;
• демонстрационный материал для индивидуальных и групповых занятий;
• таблицы, схемы, муляжи, планшеты;
• учебные пособия в виде карточек-символов;
• демонстрационные плакаты.
Формирование высших психических функций:
• бусы с элементами разных форм, цветов и размеров;
• набор составных картинок с различными признаками;
• лото;
логические игры с прозрачными карточками и возможностью
самопроверки;
логические пазлы;
наборы карт с заданиями различной сложности на определение
«одинакового», «лишнего» и «недостающего»;
трансформируемые полифункциональные наборы разборных ковриков.
Развивающие игры:
⎯ «Уникуб»
⎯ «Блоки Дьенеша»
⎯ «Палочки Кюизенера»
⎯ «Чудесный мешочек»
⎯ «Определи по контуру»
⎯ «Найди отличия»
⎯ «Найди одинаковые»
⎯ «Собери картинку»
⎯ «Четвертый лишний» и др.
Ознакомления с окружающим миром и развитие речи:
Картинный и дидактический материал по лексическим темам:
⎯ времена года
⎯ овощи, фрукты
⎯ грибы, ягоды
⎯ одежда, обувь, головные уборы
⎯ птицы, звери, рыбы, насекомые
⎯ деревья, кустарники. цветы
⎯ человек, эмоции, профессии
⎯ посуда, продукты
⎯ квартира, мебель
⎯ игрушки, школьные принадлежности
⎯ бытовая техника, электроприборы
⎯ город, транспорт
⎯ инструменты,
⎯ виды спорта
⎯ музыкальные инструменты
Развитие элементарных математических представлений:
- счетный материал;
- Д/игра «Цвет»
- Д/игра «Форма»
математические пеналы с цифрами и геометрическими фигурами
Д/игра «Времена года»
геометрические фигуры, объемные формы, счетные палочки
Кабинет оборудован новой мебелью, игровыми и дидактическим материалами.
Игровое пространство включает:
1) набор мозаик из пластмассы;
2) паззлы;
3) пирамиды, матрешки;
4) конструктор («Лего»);
5) деревянные цветные кубики («Томик»);
6) куб форм «Логический домик с ключами»;
7) счётные цветные палочки;
8) рамки-вкладыши;
9) разрезные картинки
10) дидактическая игра «Кто что ест?»;
11) игры-шнуровки
12) куклы;
13) наборы маленьких игрушек;
14) природный материал;
15) ёмкости для песка;
16) метериалы Монтессори и другое.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека
Коллектив нашего детского сада, воспитанники и их родители присоединились к популярному во всем миру движению, направленному на увеличение интереса взрослых и детей к книгам и чтению. Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортзал предназначен для проведения оздоровительно-профилактической работы с детьми, с трех до семи лет. Спортивный зал укомплектован инвентарем и атрибутами, необходимыми для проведения физкультурных занятий, эстафет, соревнований, праздников и и досугов. При выборе спортивного оборудования предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Спортивное оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для двигательной активности детей. Дети приходят в зал в спортивной форме. Контроль за температурой воздуха в спортивном зале осуществляется с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене помещения, на высоте (0,8 – 1,0 метра). Все стены помещений гладкие и имеют отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию, неяркого холодного тона. Покрытие пола – линолеум. Влажная уборка зала осуществляется ежедневно.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
учебные приборы (лупы, микроскопы, колбы, и т.д.);
- спортивный инвентарь (кегли, мячи, обручи и т.п.).
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имются: массажные коврики для стоп, различные гири, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, кольцебросы, мячи, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.центры здоровья и физкультуры, в котрых имеется различное оборудование:
Игровые площадки оснащены песочницами, теневыми навесами, столиками для игр и занятий; на территории множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно обновляет игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации ДОУ. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ.
Информационная база БДОУ оснащена:
локальной сетью;
электронной почтой;
выходом в Интернет;
разработан и действует официальный сайт учреждения, официальные группы учреждения в сети интернет Одноклассники и ВКонтакте.
Детский сад имеет в своем распоряжении 5 компьютеров и 1 ноутбук (из них доступны для самостоятельного пользования детьми - 0), 2 МФУ, медиатеку и средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией. Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
На данный момент русскоязычных сайтов, касающихся вопросов дошкольного воспитания и образования, в сети интернет более1000.
Эти ресурсы можно разделить на несколько типов:
По виду источников статьи, книги, сказки, программы, рисунки, товары и т.п.
По потребителю (для кого созданы): для руководителей, для воспитателей, для родителей, для детей
По производителю (кем созданы) государственные, региональные, муниципальные, детских садов, торговых фирм, научных и медицинских центров, отдельных специалистов и проч.
По цели создания: для управления системой образования, в коммерческих целях, для продвижения программы, продукции, для создания команды единомышленников и проч.
По полноте информации
По темам т.п.
Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер.
Классификация электронных образовательных ресурсов включает:
1) текстографические – самые простые из электронных образовательных ресурсов, отличающиеся от традиционных полиграфических учебников базой предъявления текстов и иллюстраций (материал предъявляется на экране компьютера, а не на бумажных носителях);
2) гипертекстовые – с навигацией по тексту в виде гиперссылок, что позволяет получать пояснения встречающихся в тексте терминов и переходить в другие разделы текста;
3) мультимедиа ЭОР – использующие технологию мультимедиа, позволяющую (одновременно воспроизводить на экране компьютера некоторую совокупность учебных объектов, представленных различными способами: графика, анимация, фото, видео, анимация, звук).
Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие. Каждый тип электронных ресурсов в образовательном процессе детского сада решает ограниченный круг специфических задач.
Многие педагоги и психологи (Б.С. Гершунскоий, А.А Журина, И.Г. Захарова, К.В. Петрова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.К Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он предполагает, что компьютер может изменить характер учения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исследования использования электронных ресурсов в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка.
Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Каковы же основные направления развития ИКТ? Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Сегодня уже можно говорить, что внедрение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения.
До сих пор отсутствует методика использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков.
Главные условия внедрения компьютера в образовательный процесс детских дошкольных учреждений состоят в том, чтобы с детьми работали специалисты:
- знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним;
- выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях;
- ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников;
- знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям;
- знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей;
- знающие воспитательно-образовательную программу в детских учреждениях.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет создавать для детей мультимедийные презентации.
Какие же возможности в развитии дошколят таят в себе мультимедийные презентации?
В отличие от обычных средств обучения, медиа технологии способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Презентация – это обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада.
В игровой форме можно познакомить детей, например, с правилами дорожного движения, провести познавательно – игровой конкурс с показом различных ситуаций на дороге и в транспорте и т.д. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых», «Чудеса света», «Ребёнку о его правах» , и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, развивается воображение и творческие способности..
Таким образом, использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
В частности, к коммуникативной компетентности педагогов, которая предполагает способность выстраивать коммуникации (коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств) в различных форматах: устном, визуальном, компьютерном, электронном.
Современный педагог должен не только знать технические возможности, уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, владеть методикой приобщения детей к новым технологиям.
Таким образом, ЭОР позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – хороший помощник в подготовке педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию, так же педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.
Электронные образовательные ресурсы для педагогов
http://www.solnet.ee— Детский портал «Солнышко»
http://www.openclass.ru/ -Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества:
http://www.childpsy.ru— «Детский психолог»
www.ivalex.vistcom.ru - Сайт «Всё для детского сада»
http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25 - Журнал «Обруч»
http://www.dovosp.ru/?mnu=1.6&page=8 - Журнал «Дошкольное воспитание»
http://www.logoped.ru— Логопед
http://www.moi-detsad.ru/konsultac.htm— Консультации для воспитателей
http://doshvozrast.ru/index.htm— Воспитание детей дошкольного возраста
http://www.danilova.ru/storage/present.htm— Раннее развитие
http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm— Образовательный портал «Учёба» раздел Дошкольное воспитание http://www.colibri.ru/nsp.asp?ch=1&rp=36&page=2&ts=3&ds=2— Интернет-магазин – дошкольное воспитание —
http://doshkolnik.ru/scenary.php— Дошкольник RU
http://catalog.iot.ru— Каталог образовательных ресурсов сети интернет
http://www.udou.ru— Журнал для руководителей и методистов «Управление ДОУ»
http://collection-of -ideas.ru - Журнал для детей «Коллекция идей»
http://dob.1september.ru— Журнал «Дошкольное образование»
http://www.det-sad.com— Информационный портал «Детские сады — отзывы родителей»
http://www.moi-detsad.ru— Методические разработки для детского сада
http://www.apkpro.ru— Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования http://www.deti.religiousbook.org.ua/index.htm— Отличные фотографии природы и животных, голоса птиц, следы животных.
http://www.ug.ru/contest— Учительская газета (конкурсы)
http://irc43.ru— Раздел семинары (есть семинары для дошкольных работников)
http://www.moi-uniersitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO/— Первый открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» для дошкольных общеобразовательных учреждений.